Рис. 2. Толщина альвеолярного отростка до операции: по измерениям пародонтологического зонда составляет от 2,2 до 2,8 мм
Использование пьезоэлектрических инструментов в имплантологии: новый подход к расширению альвеолярного отростка на примере клинического случая
Автор: Томазо Верчеллотти, доктор медицинских наук, докторская степень в области стоматологии
Цель данной статьи заключается в описании новой хирургической методики расширения альвеолярного отростка с помощью пьезоэлектрических скальпелей с модулированной частотой колебания, что позволяет одномоментно установить имплантаты в положениях, которые до этого были невозможны при каком-либо другом методе. Методика предполагает распил по вершине альвеолярного отростка, расщепление его на вестибулярную и небную кортикальные пластинки и позиционирование между ними имплантата. В статье представлен поэтапный протокол расширения альвеолярного отростка толщиной от 2 до 3 мм по всей высоте и установки имплантатов в кость плотностью D1-D2. Для ускорения регенерации пространство между имплантатами и кортикальными пластинками заполнили биоактивным стеклянным синтетическим костным материалом, обладающим остеокондуктивными свойствами, и обогащенной тромбоцитами плазмой (ОТП), обладающей остеиндуктивным свойствами. Перед ушиванием зону вмешательства перекрыли мембраной из ОТП. Через 3 месяца наблюдалась полная минерализация регенерата при толщине альвеолярного отростка 5 мм и успешная интеграция имплантатов. (Int J Periodontics Restorative Dentistry 2000;20:359-365.) Одномоментная имплантация на верхней челюсти в случае тонкого альвеолярного отростка в результате длительной адентии представляет собой сложную задачу. Известно, что для установки имплантата диаметром 3,75 мм по классической методике с использованием фрез минимальная толщина альвеолярного отростка должна составлять 6 мм. Это обеспечивает сохранение как минимум 1 мм вестибулярной и небной кортикальных пластинок.
Когда толщина альвеолярного отростка в области вершины составляет 4 мм, увеличиваясь в апикальном направлении, создание ложа для имплантатов с помощью фрез приводит к уменьшению высоты вестибулярной кости, и, как следствие, к обнажению резьбы имплантата. Для устранения подобного дефекта требуются дополнительные вмешательства: костная пластика и/или направленная регенерация тканей. Данные манипуляции уменьшают предсказуемость лечения и увеличивают его риски, а именно: коллапс или обнажение мембраны, инфицирование регенерата и неполное ремоделирование кости.
В случае значительной атрофии альвеолярного отростка (толщина менее 4 мм, расширение в апикальном направлении отсутствует) рекомендуется отказаться от использования хирургических фрез при подготовке ложа для имплантатов, так как это приведет к полной утрате оставшегося альвеолярного отростка.
Ключевым условием для успешной интеграции имплантатов является достаточный объем кости. В связи с этим некоторые авторы рекомендуют первым этапом проведение пластики с использованием аутогенных костных блоков. Подобная методика несет в себе риск осложнений и предполагает два хирургических вмешательства, что в среднем удлиняет сроки реабилитации с помощью имплантатов в два раза. Некоторые авторы во избежание вертикальной потери кости и щелевидных дефектов, которые требует дополнительных вмешательств, предпочитают проводить расширение альвеолярного отростка с одномоментной установкой имплантатов.
Использование остеотомов постепенно увеличивающегося диаметра по методике Саммерса позволяет расширить альвеолярный отросток с исходной шириной 3-4 мм и установить одиночный имплантат. Данный подход менее травматичен так как вместо потери кости, происходит ее конденсация, следовательно, увеличивается объем кости, снижается риск дефектов вестибулярной пластинки и нет необходимости в дополнительных вмешательствах.
Методика костного лоскута также позволяет установить имплантаты одновременно с расширением кости. Суть методики заключается в отдалении вестибулярной стенки от небной, при этом образуется дефект, форма которого создает все предпосылки для благоприятной регенерации кости. Наличие вестибулярной и небной кортикальных стенок защищают регенерат от микротравм за счет богатого кровоснабжения и высокой остеоиндуктивной клеточной активности губчатого вещества кости.
Для проведения двух данных методик необходимо, чтобы альвеолярный отросток обладал некоторой эластичностью, следовательно, данные техники показаны только при типе кости D3-D4. В случае высокой плотности и сильной минерализации альвеолярного отростка при механическом расширении есть риск возникновения трещин в кортикальной пластинке. Более того, неконтролируемое расщепление может привести к полному перелому вестибулярной костной стенки, нарушению кровоснабжения данного фрагмента, некрозу кости и утрате имплантатов.
По мнению авторов, традиционные методики механического расширения не могут обеспечить предсказуемый результат в случае сильно минерализованного альвеолярного отростка при длительной адентии. В основе нового подхода к расширению альвеолярного отростка лежит использование пьезоэлектрических инструментов, что позволяет произвести распил кости точно, эффективно и атравматично. В результате мы можем получить желаемое расширение альвеолярного отростка даже в случае высокой плотности кости. В статье представлено поэтапное описание нового подхода на примере клинического случая. Исходная ситуация: плотность кости D1, толщина альвеолярного отростка 2–3 мм. Выполнены расширение и одномоментная установка имплантатов.
При использование других методик одномоментное позиционирование имплантатов было бы невозможно. К основным преимуществам пьезохирургических инструментов относятся аккуратный и точный распил, сохранение максимального количества кости, уменьшение травматичности вмешательства и риска перелома вестибулярной пластинки.
Цель данной статьи заключается в описании новой хирургической методики расширения альвеолярного отростка с помощью пьезоэлектрических скальпелей с модулированной частотой колебания, что позволяет одномоментно установить имплантаты в положениях, которые до этого были невозможны при каком-либо другом методе. Методика предполагает распил по вершине альвеолярного отростка, расщепление его на вестибулярную и небную кортикальные пластинки и позиционирование между ними имплантата. В статье представлен поэтапный протокол расширения альвеолярного отростка толщиной от 2 до 3 мм по всей высоте и установки имплантатов в кость плотностью D1-D2.
Для ускорения регенерации пространство между имплантатами и кортикальными пластинками заполнили биоактивным стеклянным синтетическим костным материалом, обладающим остеокондуктивными свойствами, и обогащенной тромбоцитами плазмой (ОТП), обладающей остеиндуктивным свойствами. Перед ушиванием зону вмешательства перекрыли мембраной из ОТП. Через 3 мес наблюдалась полная минерализация регенерата при толщине альвеолярного отростка 5 мм и успешная интеграция имплантатов. (Int J Periodontics Restorative Dentistry 2000;20:359-365.)
Методика и материалы
Пациент, мужчина, 55 лет. Из общего анамнеза – контролируемая артериальная гипертензия. Из стоматологического анамнеза – вторичная адентия левого резца, клыка, первого и второго премоляров, моляра. Зубы были удалены 20 лет назад. Клинический осмотр выявил дефицит ширины альвеолярного отростка. На КТ высота кости выглядела достаточной, толщина в области вершины альвеолярного отростка составляла менее 3 мм. Качество кости было D1-D2, губчатое вещество визуализировалось как тонкая линия просветления, отделяющая вестибулярную кортикальную пластинку от нёбной (Рис. 1).
Рис. 1. Срез КТ в сагиттальной плоскости позволяет оценить толщину (2-3 мм) и высоту альвеолярного отростка (до 15 мм). Плотность костной ткани D1-D2, губчатая кость выглядит как линия небольшого просветления между вестибулярной и нёбной кортикальными пластинками
Лечение проводилось под местной анестезией (Септанест с адреналином 1:200000, Specialities Septodont). Антибиотикотерапия: 3 г амоксициллина (Zimox, Pharmacia & Upjohn) за 1 час до вмешательства, 1,5 г вечером после операции, 1 г два раза в день в течение 5 дней. В постоперационном периоде: 100 мг нимесулида (Aulin, Helsinn Healthcare) два раза в день в течение первых двух дней. Полоскание полости рта 0,1% р-ром хлоргесидина биглюконата в течение 1 минуты два раза в день в течение 2 недель. Тщательная самостоятельная гигиена полости рта в области оставшихся зубов. В течение последующих двух недель полоскание физиологическим раствором 2 раза в день.
Хирургические манипуляции
Произвели разрез по вершине альвеолярного отростка, переходящий во внутрибороздковые разрезы в области соседних зубов, а также послабляющие мезиальные и дистальные разрезы с вестибулярной стороны. Откинули слизисто-надкостничный (полнослойный) лоскут в области вершины альвеолярного отростка. В области свободной слизистой и преддверия лоскут оставили частично расщепленным. Такой подход позволяет в достаточной степени визуализировать альвеолярный контур, сохраняя при этом надкостницу на вертикальных стенках, и ушить мягкие ткани без натяжения.
Пародонтологическим зондом измерили толщину альвеолярного отростка, которая составила от 2,2 до 2,8 мм (всегда необходимо проверять клинически, а не только по срезам КЛКТ) (Рис. 2). Вершину альвеолярного отростка выровнили с помощью алмазного бора, чтобы получить ровный контур толщиной 2,5 мм (Рис. 3).
Рис. 3. Незначительная остеопластика по высоте для выравнивания альвеолярного контура. Откидывание частично-расщепленного лоскута, с целью сохранения интактной надкостницы, покрывающей вестибулярную и небную костные пластинки
Рис. 4. Фронтальный вид: частично расщепленный лоскут, надкостница покрывает вестибулярную кортикальную пластинку. Используется пьезоэлектрическая насадка ОТ7 для аппаратов Piezosurgery® (Mectron, Carasco, Италия)
Рис. 5. Горизонтальный распил кости выполняется посередине альвеолярного отростка с двумя послабляющими распилами: мезиальным и дистальным
Посередине альвеолярного отростка произвели горизонтальный распил пьезоэлектрической насадкой OT7 для аппаратов Piezosurgery® (Mectron, Carasco, Италия) и 2 послабляющих разреза на глубину 5 мм вестибулярной пластинки (Рис. 4 и 5). Затем сделали разрезы в апикальном направлении для мобилизации вестибюлярной стенки. (Рис. 6).
Рис. 6. Альвеолярный отросток после использования пьезоэлектрического скальпеля V2: Вестибулярная кортикальная стенка была отделена от небной стенки по технике костного лоскута
Рис. 7. После использования пьезоэлектрического остеотома V3 ложа для имплантатов подготовили с помощью 2-х мм твист фрезы
Рис. 8. Окклюзионный вид расширенного альвеолярного отростка после установки имплантатов
Рис. 9. Фронтальный вид после установки имплантатов: сохранена целостность вестибулярной кортикальной стенки, дегисценции и фенестрации отсутствуют
Ложе для имплантата сформировали с помощью ультразвуковых насадок IM1 и IM2A для аппаратов Piezosurgery® (Mectron, Carasco, Италия) сначала на нёбной поверхности (Рис. 7), для того, чтобы захватить апикальную часть альвеолярного отростка, которая обеспечивает первичную стабилизацию двух имплантатов. Благодаря этому, не происходит вертикальной потери кости или фенестраций в области имплантатов (Рис. 8 и 9). Кортикотомию (нанесение микроотверстий для улучшения кровоснабжения) вестибулярной и небной кортикальных пластинок проводили с помощью пьезохирургической насадки IM1 (Рис. 10).
Рис. 10. Окклюзионный вид альвеолярного отростка с имплантатами, которые поддерживают костные пластинки. С помощью пьезоэлектрической насадки IM1 проводят кортикотомию вестибулярной и небной стенки для улучшения кровоснабжения регенерата
Рис. 11. Гель из биоактивного стеклянного синтетического костного материала и обогащенной тромбоцитами плазмы, полученной из 50 мл венозной крови, взятой за 30 минут до операции
Пространство, образовавшиеся после расширение альвеолярного отростка плотно заполнили материалом Biogran (Orthovita), синтетическим костным материалом из биоактивного стекла, а также гелем из ОТП, активизированным с помощью Botropase (Botropase batroxobina, AIC Ravizza Farmaceutici) (Рис. 11).
По измерениям пародонтологического зонда после этого альвеолярный отросток имел толщину 5 мм (Рис. 12). Для защиты и стабилизации регенерата альвеолярный отросток перекрыли мембраной из ОТП (Рис. 13). Ушивание проводили горизонтальными матрасными швами (Vicryl № 4/0, Ethicon/Johnson & Johnson) (Рис. 14).
Рис. 12. Все оставшееся пространство заполняют смесью костного материала с обогащенной тромбоцитами плазмой
Рис. 13. Для защиты и стабилизации регенерата альвеолярный отросток перекрывают мембраной из обогащенной тромбоцитами
плазмы
Рис. 14. Последовательное ушивание мягких тканей: горизонтальные матрасные швы и одиночные узловые
Рис. 15. Вид альвеолярного отростка через 3 месяца: сквозь небную слизистую просвечивают шейки имплантатов. Имплантаты имеют вестибулярное положение, кератинизированная десна отсутствует
Через 3 месяца после расширения альвеолярного отростка провели повторное вмешательство. Шейки имплантатов просвечивали на тот момент под слизистой, так как кератинизированная десна отсутствовала. (Рис. 15). С нёба перекинули полнослойный лоскут на вестибулярную поверхность, чтобы создать 3 мм кератинизированной десны в области формирователя (Рис. 16). Наблюдалась хорошая минерализация регенерата, толщина альвеолярного отростка оставалась 5 мм (Рис. 17 и 18), имплантаты интегрировались, вестибулярной убыли костной ткани или фенестраций не произошло (Рис. 19).
Рис. 16. Установлены формирователи десны. Смещение небного лоскута вестибулярно для получения 3 мм прикрепленной десны
Рис. 17. Второй этап хирургического вмешательства
Рис. 18. Вид альвеолярного отростка через 3 мес: толщина составляет 5 мм, отмечается хорошая минерализация регенерата из костного материала и ОТП геля, стабильность имплантатов
Рис. 19. Фронтальный вид расширенного альвеолярного отростка: сохранена целостность вестибулярной пластинки. Сильное кровотечение обусловлено двумя причинами: (1) повторное вмешательство проводилось всего через 3 месяца; (2) в связи с артериальной гипертензией пациента использовали анестетик с пониженным содержанием адреналина
Результаты
Во время второй операции, которая проводилась через 12 недель, альвеолярный отросток стабилизировался на толщине 5 мм, т.е. удалось добиться расширения на 2-3 мм. Имплантаты имели хорошую стабильность.
Послабляющие вертикальные распилы заживали без осложнений. Биоактивный синтетический костный материал в комбинации с ОТП успешно минерализовался. Вестибулярная и небная кортикальные пластинки получали нормальное кровоснабжение, признаков дегисценции или фенестрации не наблюдалось.
Обсуждение
Данная работа является пилотным исследованием в области клинического использования пьезоэлектрической хирургии с целью расширения тонких альвеолярных отростков после длительной адентии в случае высокой плотности кости. Возможности расширения альвеолярного отростка и одномоментной устаноки имплантатов представляет интересную тему большого количества исследований в последние годы. Например, расширение альвеолярного отростка по методике Саммерса позволяет установить стандартные имплантаты (диаметром 3,75 мм) в альвеолярные отростки толщиной около 4 мм. В основе лежит использование свойства эластичности кости: костные пластинки постепенно раздвигаются благодаря давлению, оказываемому изнутри путем размещения остеотомов увеличивающегося диаметра.
Остеотомная методика показана при плотности кости D3-D4. Преимущества остеотомной методики – эффективное расширение альвеолярного отростка и достижение хорошой первичной стабильности имплантатов благодаря компрессии кости. В случае более минерализованной кости (D1-D2) возникает необходимость использования фрез и боров, что увеличивает риск трещин, недостаточной первичной стабильности имплантатов, а также вертикальной убыли кости и фенестраций. В таких случаях оптимальнее использовать методику костных лоскутов, при этом толщина альвеолярного отростка должна составлять не менее 3-4 мм, объем кости увеличиваться в апикальном направлении.
При длительной адентии, значительной атрофии кости, толщине альвеолярного отростка менее 3 мм, костная ткань часто высокоминерализована. Альвеолярный отросток выглядит на поперечном срезе как 2 кортикальные пластинки, разделенные тонкой полоской губчатого вещества. Как правило, реабилитация таких пациентов с помощью имплантатов требовала двухэтапного подхода: первым этапом выполняли костную пластику, вторым – устанавливали имплантаты.
Новая техника пьезоэлектрического расширения альвеолярного отростка, продемонстрированная на примере данного клинического случая, позволяет установить имплантаты одномоментно. Использование пьезоэлектрических аппаратов Piezosurgery® (Mectron, Carasco, Италия) с модулированной частотой уменьшает травматичность вмешательства и риск перелома вестибулярной пластинки.
Представленный клинический случай доказывает, что пьезоэлектрические инструменты могут быть использованы не только для решения простых задач, но и в сложных с точки зрения анатомии и хирургического подхода ситуациях.
Выводы
1. При толщине альвеолярного отростка 2-3 мм можно проводить расширение по всей высоты альвеолярного контура и установку имплантатов одномоментно.
2. Техника костного лоскута была успешно использована в случае плотности кости D1-D2 благодаря пьезоэлектрическим аппаратам Piezosurgery® (Mectron, Carasco, Италия) с модулированной частотой.
3. Кортикотомия также была выполнена пьезоэлектрическими инструментами, все пространства заполнены комбинацией геля из ОТП и костным синтетическим материалом Biogran.
4. Расширения альвеолярного отростка с помощью пьезоэлектрических насадок является новым и перспективным методом лечения, позволяет провести одномоментную имплантацию и получить предсказуемые результаты.
Комментарии и отзывы